Люди занимаются племенным отбором
собак уже более десяти тысяч лет.
Каждый раз, когда приходится
говорить о собаках, осознаю
трудность задачи. Большинство людей,
- неважно, имеющих опыт контактов с
ними или нет, - говорят о предмете
как-то несерьезно. Собаки вызывают у
соотечественников интерес,
симпатию, настоящую любовь, иногда -
неприязнь, вплоть до ненависти,
однако редко встретишь того, кто
серьезно задумывался - кто же они на
самом деле.
А
они - феномен хозяйственный и
культурный, социальный и
философский, даже - религиозный.
Погружаясь мысленно в глубь потока
нашей цивилизации, я вижу рядом с
тенями предков тени их псов.
Киплинговское "мы одной крови - ты
и я!" - точное определение
гармонии отношений человека и
домашней собаки. Племенному отбору
собак более 10 тыс. лет - это рубеж
контакта между человеком и собакой.
В
селекционной работе, подборе
производителей, определяющим
полезным признаком собак было их
поведение. Принципом отбора всегда
была полезность животного для
человека. Козы, верблюды, гуси и иже
с ними - достойные существа, но их
польза - в их съедобной плоти, если
так можно выразиться. А собаки
отбирались по "разумности".
Человечеству пора понять, что
собаки - второй вид живых, чей
интеллект, развитый в общении с
человеком, связывает людей с
природой. Потребность в собаке,
широко проявленная нашими
современниками, - показатель
успешного общения с природой. Мы,
быть может, мало еще задумывались
над тем, сколько собаководство дало
людям в совершенствовании духовно-материальной
культуры.
Современная
этология (наука о поведении
животных) утверждает рассудочную
деятельность собак. Наш собственный
опыт находит у них такие качества,
как чувство справедливости,
жертвенность, преданность и многие
другие. Домашнюю собаку, видимо,
следует рассматривать не просто как
биологический вид, но и как одно из
условий развития цивилизации.
Археологические источники
доказывают совместное
существование человека и собаки на
всех освоенных человеком
территориях уже в эпоху мезолита,
еще во времена "присваивающего
хозяйства". Объединение охотника
- человека, научившегося
изготавливать и использовать
составное, дистанционное орудие -
лук и стрелы, с собакой, обладающей
несравненно более развитым
обонянием, слухом, скоростью
движения, сделали их совместную
деятельность более результативной.
Взаимопонимание
существ столь отличных друг от
друга, являющихся, с рациональной
точки зрения, прямыми соперниками в
добывании пищи, трудно объяснимо.
Собака - достаточно сильный хищник и
не могла на ранних этапах
сосуществования с человеком играть
роль подчиненного, насильно
удерживаемого существа. Значит,
можно и нужно говорить об особых
отношениях человека и собаки с
самого начала этого контакта.
Иерархия
стаи собак не претерпела социальной
эволюции, как человеческая семья, но
их поведение внутри стаи во многом
совпадает с половозрастным
иерархическим поведением людей. В
этом - одна из разгадок успешности
совместного проекта "человек -
собака". Защита слабого или
детеныша, активное сопротивление
агрессии извне, подчиняемость "своему"
человеку, "территориальное"
поведение - в этих природных нормах
отражается некая биологическая
нравственная константа выживания
их рода и вида.
Симбиоз
наших естественных качеств создает
успешную пару, где человек
выступает носителем
интеллектуальной и моральной силы,
а собака - носителем
высокоорганизованных природных
качеств. Человек и собака - два вида,
совместно населившие все пригодные
для жизни природные зоны, их
присутствие в экосистеме и есть
признак начавшегося освоения
ландшафта.
Собаки
стали универсальным и
самостоятельным спутником и
природным инструментом
человеческой истории. Каждая порода
собак - уникальный памятник
этноэкологической культуры. Однако
их способности далеко не изучены. По
отношению к ним можно сказать, что
человечество до сих пор "использует
микроскоп для забивания гвоздей".
Их активная роль в современной
культуре и цивилизации не стала
меньше. Старые принципы
использования собак в основных
сферах деятельности человека
находят новые пути и
совершенствуются. Комплекс
породных качеств, присущих собакам,
как измененным селекцией природным
существам, - общечеловеческое
достояние.
Отечественное
собаководство - феномен, ожидающий
исследования. Опыт "рабочего"
собаководства есть одна из основ
отечественной экологической
культуры. Этническая составляющая
здесь весьма высока - опыт малых и
больших народов России требует
изучения, возрождения и развития.
Кинология,
как отрасль российской науки, никак
не может выйти из любительского
состояния. В нашей стране в 20-30 годах
ХХ века появились серьезные труды
по генетике и селекции собак, начала
изучаться их биология. Это
произошло в связи с установкой на
использование собаководства, как
важной отрасли народного хозяйства.
Собаки стали массово применяться не
только на охране объектов, но и в
армии, милиции и спецслужбах, в
погранвойсках. Система ОСОАВИАХИМ-ДОСААФ
сблизила молодежное движение и
служебное собаководство. Именно в
это время был воплощен лозунг о
собаководстве как массовом,
общественно полезном занятии
населения.
Однако
преследование ряда научных
направлений в биологии не позволило
сформироваться отечественной
кинологии как научной дисциплине. К
концу 30-х прекратилось изучение
генетики, а в породном
собаководстве она - основа основ.
Все собаководство было отдано
системе советских государственно-общественных
монстров охотничьего и служебного
направлений. Принципы отбора особей,
селекция, развитие систем испытаний
рабочих качеств в целом так и не
вышли за границы дилетантизма.
В
данный момент собаководством, как
массовым занятием населения, также
ведают только общественные
организации. Государственный
контроль со стороны Минсельхоза РФ
совершенно номинален.
Свободная
самодеятельность граждан в
собаководстве, с одной стороны,
положительный фактор их творческой
активности. Однако отсутствие
научно-методической и нормативно-правовой
базы вызвало непрекращающийся
кризис отечественного
собаководства, как системы. Он
проходит на фоне ее расширения, что
ставит вопросы ее развития на
уровень острой социальной проблемы,
в первую очередь, в городах.
Клубы,
ведущие породное собаководство с
начала перестройки советского
общества, основали свою
деятельность на одном из первых
либеральных законов "Об
общественных организациях". В
отношении отечественного
собаководства его значение трудно
даже оценить, так оно неоднозначно.
Неадаптированная
к рынку деятельность советских
обществ охотников и клубов
служебного собаководства,
основанная на административно-командном
принципе управления, сразу дала
трещину. Творческие силы
собаководов, десятилетиями
строивших племенную работу на ощупь,
без научной базы, выплеснулись в
бессистемную самодеятельность.
Однако
свободный рынок сразу начал
диктовать условия. Правила игры не
изменились - они обнажились и
ужесточились. Сходные процессы
происходили в конце 80-х годов во
всех сферах, где был скрытый, "черный"
рынок. Так сложилось, что ни одна из
смежных отраслей торгово-производственной
сферы не была подвержена такому
сложному прессингу внешних и
внутренних факторов, как
собаководство. Ведь основным
объектом этой действительно
массовой деятельности стали наши
меньшие братья, почти разумные, и
любимые, как дети. Но - и опасные, и
сложные во взаимодействии, особенно,
когда в конце 80-х - начале 90-х
требования обязательных проверок
рабочих качеств были сняты.
Отечественное
собаководство под руководством
старшего поколения общественных
деятелей, наивно полагавших, что их
авторитет продолжает доминировать,
на рубеже 90-х годов "въехало в
дикий рынок". К нему был применен
принцип рыночного регулирования,
диктуемый руководством новых
общественных организаций.
Вкратце
смысл их существования таков: это
коммерческие рейтинговые конторы
породного собаководства. Система
выставок собак из зоотехнических
мероприятий трансформировалась в
своеобразные шоу, первые места на
рингах которых определяются
размером и качеством пожертвований
и услуг со стороны владельцев "чемпионов",
судьба которых определяется узким
кругом руководства.
Качество
лидеров этих структур и их
профессиональная пригодность
определяются успехами в
менеджменте, нравственные
установки, свойственные старшему
поколению, почти полностью стерты.
Рынок автономен, никакого контроля
за экономическими, зоотехническими
и социальными процессами со стороны
государства нет. Нет и контроля за
"качеством продукта",
выдаваемого на рынок современными
"кинологами". Отсутствие
научной школы и, как следствие,
научного анализа привело в 90-х годах
часть российского породного
собаководства к прямому
копированию тупиковых для России
западных моделей.
|